Как выжить в городе после катастрофы: советы профессионального выживальщика
О том, как вести себя в городе, где началась эпидемия смертельной болезни, паника и беспорядки, рассказывает руководитель Школы выживания Дмитрий Колесников. Надеемся, что нам не придется оказаться в таких условиях. Но тем не менее, знать о некоторых моментах небесполезно.
Дмитрий Колесников: «Сидеть в бункере — не выход. Рано или поздно из него придется выйти, а снаружи будут ждать голодные и злые люди»
— Давайте представим, что здоровый обычный человек просыпается в своей квартире и узнает, что произошло ЧП, и в городе началась паника. Что ему делать?
— Если он оказался в такой ситуации, то он совершенно недальновидный человек. Паника и беспорядки не могут начаться в один день.
Если человек вдруг понимает, что в городе запахло жареным, тут может быть два варианта. Вы мобильны? Значит, старайтесь уехать из города. У вас семья? Тогда нужно понимать, что, возможно, старенькой бабушкой или дедушкой, которые плохо передвигаются, придется пожертвовать. Но спасти остальных близких.
Все это очень жестко, но мы должны понимать, что нельзя выжить так, чтобы никто вокруг не пострадал.
— Если человек не может выбраться из города, как ему себя вести?
— Нужно объединяться и действовать малыми группами. Это могут быть соседи по двору или подъезду, друзья, коллеги по работе, родственники. В группе очень важно выбрать одного лидера, который бы принимал все решения. После этого нужно пытаться как можно быстрее уйти из города вместе, либо оставаться, обустраиваться и ждать подходящего момента.
Кстати, если вы собираетесь выживать в группе, то нужно понимать, какую функцию вы там будете выполнять и зачем вас туда позвали. Вас могут просто использовать, чтобы отобрать ваши припасы или оружие. Или просто взять с собой как «консервы» с ногами.
С другой стороны, одному выжить иногда бывает гораздо легче. Во-первых, меньше вероятность, что человека подставят свои же, а во-вторых, легче уйти незамеченным бандитами. Кстати, один из самых надежных способов покинуть город — по воде. Во время беспорядков и погромов в реке появятся кучи мусора, трупы и так далее. Можно сплавиться по воде под видом трупа.
В экстремальных ситуациях никогда нельзя надеяться на лучшее. Нельзя думать, что приедет ООН, «скорая помощь» или кто-то еще. Нельзя думать, что все само собой рассосется. Надеяться надо только на себя.
— Какая тактика поведения окажется стопроцентно провальной?
— Неудачной будет попытка остаться на одном месте и переждать. Многие думают, что смогут забаррикадироваться дома за своей железной дверью, и с ними ничего не случится. Но мародеры выкурят вас из любого помещения с любыми дверями. Кто-то считает, что выживет, если построит бункер. Но он все равно не сможет сидеть там вечно. А снаружи, когда он выйдет, будут ждать голодные и злые люди.
— Чем еще опасен город, охваченный эпидемией?
— Самое опасное в таких ситуациях — другие люди. Даже если мы не говорим о мародерах и бандитах. Во-первых, обыватели начинают искать чужаков и видят в них причины всех своих бед. Ищут тех, кто не похож на других, и стараются от них избавиться.
Смертельно зараженные или больные люди начинают мстить здоровым. Поэтому важно изолировать семью и не допустить контакта близких с незнакомыми людьми.
Очень важно не привлекать к себе внимание. Так, все люди в форме попадают в группу риска и становятся мишенями для нападения. Потому что у них может быть оружие, которое очень ценно. Нужно одеваться как можно проще и сливаться с толпой.
— Если человек подозревает, что вот-вот может что-то случиться, как он должен подготовиться?
— Нужны пути отступления. Если человек понял это заранее, то лучше на машине уехать за город, найти домик в деревне, километрах в 60-80 от города. Он станет перевалочным пунктом.
Еще следует делать схроны — если вашу деревню разграбили или даже просто снесли, у вас будет все необходимое. Но тут тоже не нужно впадать в паранойю. Я не призываю всех сейчас идти закапывать в лесу тушенку и патроны. Этого, конечно, делать не имеет смысла.
— Нужно ли делать запасы дома? Например, тревожный чемоданчик?
— Это полезно. Его содержание будет зависеть от человека. Ясно, что нужны медикаменты, запасной мобильный телефон и фонарик. Очень полезно иметь с собой комплект нотариально заверенных документов на машину и всю недвижимость.
Возьмите с собой спирт. Им можно промывать раны, можно греться. Кстати, крепкий алкоголь в осажденных городах обычно имеет высокую ценность.
Еще момент — человек в теплом климате может прожить практически без еды три-четыре недели. А без воды — три дня. Поэтому при первых признаках опасности нужно запасаться бутилированной водой.
— Стоит ли запасаться оружием?
— Это двоякая вещь. Есть правило — если ты достал оружие, ты должен его применить. Если ты к этому не готов, то лучше его не иметь, потому что тебе же будет от этого хуже. В лучшем случае его просто отберут, а в худшем тебя же из него и застрелят.
Но обстоятельства бывают разные и многие привычные нам правила жизни будут меняться.
— Как, например?
— Например в Боснии, когда там была война и люди по году жили в осаде, ценились банальные вещи: спички, зажигалки, медикаменты и патроны. Медикаменты и патроны можно было поменять на все что угодно. Там сменились приоритеты в плане профессий. Менеджеры стали никому не нужны, а самыми важными людьми стали доктора.
Выживание ― это всегда путь войны, а война ― это путь обмана. Когда ты выживаешь не один на один с природой, а в городе, ты должен идти на обман. Во время войны обман становится не аморален, и нормы поведения меняются.
В обычное время мы увидим лежащего на земле человека и хотя бы проверим, жив он или нет, вызовем «скорую». Но если в городе инфекция, то, сделав это, заразимся мы, потом мы заразим своих детей и свою семью. Милосердие загонит вас в могилу. Возможно, добрые самаритяне кого-то спасут, и это им обернется чем-то хорошим, но скорее всего их ждет смерть.
— Нужно ли как-то взаимодействовать с представителями властей и силовых ведомств?
— Я бы рекомендовал не ожидать от силовиков ничего хорошего. Непонятно, какой им дали приказ. Может быть, они придут делать вакцинацию, а может — зачистить район. И если им дадут приказ, что, например, из-за карантина вся Капотня должна быть выжжена, они это сделают.
Кстати, это тоже путь войны и обман. Иногда для того, чтобы спасти тысячу человек, надо пожертвовать сотней. Это нормальный закон войны, и любой нормальный военный это понимает.
— К подобным ситуациям можно как-то психологически подготовиться?
— В принципе, да. Но самый лучший вариант — просто предвидеть подобные ситуации заранее и не попадать в них. Если в городе уже три недели все умирают, соседи пропали и на улицах валяются трупы, а человек только-только думает: «Хм, кажется, что-то пошло не так», то ему уже вряд ли что-то поможет.
https://vk.com/club_vigit_vragam_nazlo